Untitled Document

 
Science Show
Скачать

Спорт | Science Show | Полевая практика | Английский проект | Вокальный конкурс "Две звезды" | День Контакта | Журналистский десант | Культурологические экспедиции | С рюкзаком по России | Театральный фестиваль | Фестиваль английской песни | Экологические экспедиции


Откуда пошло Science Show?

В.Н.ГОЛОВНЕР

Как родилась игра.
Меня часто спрашивают, кто придумал Science Show? Можно, конечно, сказать, что придумали мы со Светланой Николаевной. Но в принципе Science Show как-то само придумалось. Было это лет 15 назад, в самый разгар популярности знаменитой игры «Что?Где?Когда?», придуманной на TV Владимиром Ворошиловым. В ту пору в нашей школе работал замечательный учитель английского языка Вадим Федорович Поляков, проводивший по «системе Ворошилова» интеллектуальные брейн-ринги для старшеклассников. Вопросы для рингов придумывал сам Поляков (он был большой эрудит). Одно было нехорошо: слишком элитарной была игра, в ней участвовали от силы человек 20, а вся остальная школа ничего не знала и не видела.

Нам же хотелось придумать что-то такое, что по форме было бы игрой, по содержанию – связано с естественными науками, и в то же время, чтобы в этом участвовала, по возможности, вся школа. Мы взяли за основу систему «Что?Где?Когда?», но только авторами вопросов сделали учеников нашей школы, а содержание вопросов ограничили областью естественных наук. Таким образом, вся школа делилась как бы на два лагеря: один – это команды знатоков, которых выдвигали старшие классы (с 8 по 11), другой – все остальные школьники, которые могли стать авторами вопросов, а на игре присутствовали в качестве зрителей и болельщиков.

Да, но как сделать так, чтобы авторы вопросов заранее не сообщили ответы игрокам-одноклассникам? Для этого в игру следовало включить достаточно престижные призы, которые доставались только одной стороне: либо играющим командам, либо авторам вопросов, сидящим в зале. В первые годы мы разыгрывали весомые подарки: фотоаппараты, плееры, радиоприемники и т.д.

Оставалось придумать для новой игры яркое и запоминающееся название. Вспомнили, что школа у нас «английская», и что по-английски естественные науки обозначают словом «Science». Так и родилось Science Show. Впервые игру с этим названием мы провели в 1989 г.

 

Механизм Science Show.
Все, кто любят смотреть «Что?Где?Когда?», знают, что несмотря на современные технические навороты, главный атрибут этой игры – волчок со всадником – остается неизменным уже 30 лет. Мы в Science Show тоже поначалу опробовали волчок для выбора конвертов с вопросами. Но он оказался незрелищным. Из зала не видно вращение механизма. Тогда попробовали новый принцип, заимствованный из настольных игр: команды по очереди подкидывают вверх огромный картонный куб, а выпавшее на нем число дает право сделать определенное количество ходов по игровому полю. Игровое поле раскрашено в четыре цвета, означающих «физику», «химию», «биологию» и «географию». На каком цвете оказывается играющая команда, такой вопрос и разыгрывается.

Однако, подбрасывание полуметрового (для зрелищности) куба оказалось небезопасно для участников и самого куба. В конце 90-х годов механизм игры вновь изменился. Появилось гигантское колесо, раскрашенное в цвета четырех естественных наук. Для того, чтобы колесо равномерно вращалось не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости, заметной залу, потребовалось разработать хитроумное устройство из блоков, резинок, штативов и дисков, заимствованных из кабинетов физики и химии.

Колесо ежегодно обвиняют в тенденциозности: якобы из-за смещенного центра тяжести оно чаще поворачивается на «химию». Ничего подобного. Я каждый год веду статистику сыгравших вопросов и могу официально заявить: в среднем все естественные науки «играют» примерно одинаково часто. К примеру, в 2004 г. больше всего было разыграно вопросов по биологии.

 

Мужик на камне.
Символом Science Show уже давно является изображение знаменитой скульптуры Огюста Родена «Мыслитель». Наверное, понятно, почему мы выбрали этот символ. Потому что в Science Show надо не просто играть, надо еще и думать. «Мыслитель» присутствует на афишах Science Show, на дипломах победителей, на символической кружке-кубке, которую ежегодно получает “Science Person” – самый одаренный ученик школы в области естественных наук. Кстати, кружку с Мыслителем мы уже много лет делаем в одном и том же месте – в конце второй линии ГУМа. В мастерской, которая занимается переводом фотографий на майки, чашки, блюдца и др., уже привыкли к посланцам из 1259 и обычно спрашивают: «В следующем декабре снова придете?»


По версии Родена «Мыслитель» сидит в глубокой задумчивости на камне, но ученики 1259 за годы участия в Science Show сажали его на самые разные предметы: от земного шара до унитаза.

 

Как сделать шоу?
Для того, чтобы Science Show стало действительно «шоу», требуется много всяких придумок, постепенно появлявшихся в игре за те 15 лет, что она существует. В начале 90-х придумали «пантомимы», когда каждая из команд изображает средствами мимики какое-нибудь научное понятие, а зрители отгадывают его. Правда, с появлением мобильных телефонов, зрители стали отгадывать «пантомимы» еще до демонстрации. Теперь надо как-то менять условия этого конкурса.


В середине 90-х появились конкурсы для зрителей: украшающие зал изображения всяких ученых и их изобретений одновременно являются еще и вопросами к залу. Обычно мы включаем в игру видеофрагменты с участием учителей школы, не связанных с естественными науками. Их рассказы о встречах с физикой или биологией также превращаются в задания для зрителей. Так мы стремимся сделать Science Show действительно общешкольной игрой.

И, конечно, жанр «шоу» немыслим без использования технических средств. Как только это стало возможным, мы стали активно применять видеотехнику. На мониторах, установленных в зале, в режиме реального времени воспроизводятся скрытые от глаз зрителей моменты игры: работа команд над вопросами, подготовка пантомим, решение экспериментальных заданий и т.д. Весь видеомонтах для игры много лет подряд делал Миша Иваненко (выпуск 1998 г.). Накануне игры, где-нибудь в 4 часа утра, заканчивая монтировать мониторы в актовом зале, Миша обычно говорил: «Ну, Владимир Нодарович, все равно уже поздно ехать домой, поэтому давайте еще раз проверим микрофоны».

После строительства нового здания школы в 2005 году у нас появились принципиально новые технические возможности и потрясающий актовый зал. Теперь у игры Science Show настоящие электронные декорации, проекция разных элементов игры идет сразу на трех мультимедийных экранах, а техническим директором игры стал Никита Крамарчук.

Одним из главных козырей игры в последние годы стал конкурс домашних заданий. Прежде это были плакаты, на которых надо было изобразить естественные науки в каком-нибудь неожиданном ракурсе: например, сделать рекламный плакат самого грандиозного физического открытия или раскрыть сюжет «Пушкин и химия» (в год 200-летия поэта). А с 2000 года домашним заданием стала съемка видеофильма на заданную тему. В фильме надо проявить и знание и остроумие. Лучшие работы в этом жанре: фильм 11 класса в 2000 г. «Философский камень и ЦРУ» (на тему «Химия в средние века»), фильм 10 класса в 2001 г. «Москва озверевшая» (на тему «Биология в Москве»), фильм 11 класса в 2002 г. «Химики тоже плачут» (на тему «Химия в быту»), фильм 11 класса в 2004 г. «Бригада против Матрицы» (на тему «Биология в будущем»), фильм 11 класса в 2005 году (на тему «Если бы не было биологии»), фильм 10 класса в 2007 году «Зоологический музей» (на тему «Репортаж из музея).

 

Статистика игры.
Казалось бы, в Science Show должны побеждать старшие классы. Они, вроде как, «умнее». Однако, в игре требуется не только ум, но и везение. В общем, за 15-летнюю историю игры в ней побеждали самые разные классы: с 9 по 11. И только однажды, в 1999 г. победили самые младшие – 8 класс. В ту удивительную команду входили очень талантливые ребята (тогда еще очень юные): Федя Корсаков, Петя Амосов, Лена Шепунова, Женя Калашникова, Илья Лютов, Сережа Томила.

 

«Самый умный»
Со временем мы поняли, что помимо командной игры в Science Show должно присутствовать и соревнование личностей. Так появился титул “Science Person” – самого одаренного ученика школы в области естественных наук. Каждая команда выдвигает на соискание этого титула самого талантливого ученика. Они примерно на час удаляются на сцену, где работают над экспериментальными заданиями. Им предлагается собрать какое-нибудь физическое устройство, распознать химические вещества, разработать кратчайший водный маршрут по карте и т.д. Титул “Science Person” разыгрывается с 1997 г. Первые 5 лет он неизменно доставался одиннадцатиклассникам: Олегу Савельеву (1997 г.), Оле Бересневой (1998 г.), Жене Павлиничу (1999 г.), Индире Ереминой (2000 г.), Сереже Панфилову (2001 г.). В 2002 году произошел прорыв: “Science Person” стала ученица 10 класса Даша Губанова. А в 2004 г. впервые победила (к тому же с большим отрывом от остальных участников) девятиклассница Галя Осипова!

В следующие годы победителями были вновь одиннадцатиклассники: Леша Филиппов (2005 г.), Рома Токарев (2006 г.), Маша Котова (2007 г.)
Много лет помогает проводить конкурс “Science Person” наш выпускник Олег Савельев. В игре сложилась хорошая традиция: все, кто выигрывал звание “Science Person”, становятся ведущими игры в следующие годы. Благодаря этому мы раз в году встречаемся с лучшими выпускниками 1259.


Играйте в Science Show!


 


Средняя общеобразовательная школа №1259
Москва, ЦАО, 5-й Монетчиковский пер., д. 7
Тел.: (495) 953–04–16 (секретарь) | Яндекс-Карта
  Яндекс цитирования
Создать сайт бесплатно